Поездка в Турцию была для меня первой поездкой за рубеж, поэтому опыта в даче чаевых, кроме поощрения услуг официанта, практически не было. Меня всегда напрягает давать чаевые лично в руки. Как-то неудобно, что приходится придумывать какие-то слова благодарности, искать нужный момент, сразу видна сумма чаевых, человеку нужно куда-то эти деньги деть, поблагодарить в ответ. Каждый раз, попадая в такую ситуацию, я испытываю мини-стресс. Ведь неверным поступком (бездействием) можно обидеть человека!
Поэтому меня очень порадовала система чаевых, принятая в Турции. Для того чтобы поблагодарить водителя, ресепшеониста, отельного официанта - не надо ничего выдумывать. В отеле на ресепшене и у бара есть специальные коробочки с надписью “tip”. Они то и предназначены для чаевых. В нашем отеле они выглядели в виде деревянных домиков с дыркой сверху как у копилок. Сложенные вчетверо 2 бакса пролазили в эту дырку с трудом. Поэтому если хотите ускорить процесс опускания чаевых, лучше ограничиться одной купюрой.
Водители ставят на приборной доске автобуса корзинку для чаевых, куда пассажиры кладут деньги при выходе на своей конечной остановке. В этот момент принято говорить водителю “тешекюр” (спасибо), на что он радостно отвечает непонятной длинной фразой по-турецки.
Чтобы чаевые заметила горничная, их лучше оставлять на постели. Так как те, что лежали на тумбочке, не были восприняты должным образом. Оставлять чаевые горничной было забавнее всего. Она каждый раз заправляла нам постель по-другому. Пару раз открывала окна. Решила проблему составленных вместе односпальных кроватей, застелив их большой простынью, от чего они стали меньше разъезжаться.
В общем, если вы хотите, чтобы весь обслуживающий персонал вам улыбался и делал приятное, - оставляйте чаевые.
27